Лада-калина: сортовые особенности

Лада Калина 1 и 2  Согласно расхожему мнению, ВАЗ не утруждает себя какой-либо модернизацией модельного ряда, не говоря о выпуске новых моделей, то есть десятками лет выпускает одно и то же без каких-либо модернизаций. В частности, в адрес недавно вышедшей «Калины-2» постоянно звучат упреки в том, что машина осталась той же, лишь появилась новая «обертка», а цены задрали до небес, приблизив их к иномарочным. Попробуем разобраться, так ли незначительны внесенные изменения, что они дают потребителю, и сильно ли повышена цена, не забыв при этом учесть особенности оборудования и комплектаций.

Новый сорт

  С тех пор, как после многих мучительных лет хождения в статусе перспективной разработки и  прототипов различной степени серийности в конце 2004 года «Калина» все-таки добралась до конвейера, ее постоянно дорабатывали, сначала устраняя «детские болезни», а потом совершенствуя потребительские качества, а также вводили новые опции. Машина на данный момент остается самой современной на заводе, хоть и скрывает под собой модернизированную платформу «Самары», имеет полностью оригинальный кузов, разработанный с учетом актуальных на тот момент и перспективных норм безопасности. Формально она располагается классом ниже «десятки», переродившейся затем в «приору», но фактически имеет гораздо более просторный салон за счет более «пузатых» форм и вертикальной посадки пассажиров.

Селекционные работы 

  Пару лет назад начались самые масштабные в жизни вазовской «ягодки» изменения, затрагивающие рулевое управление, подвеску и коробку передач, которые завершились выходом обновленной модели. Попутно переосмыслили самый непопулярный в семействе кузов – седан, переквалифицировав его в «бюджетник», удешевив, где можно, конструкцию и соответствующим образом пересмотрев комплектации. До кучи машинке еще и дали свое собственное имя «гранта». Изменения были, казалось бы, не глобальными, но вполне заметными. Руль отныне имеет 3.1 оборота от упора до упора вместо прежних четырех, подвеска разжилась увеличенным наклоном передних стоек, отрицательным развалом задних колес, другими амортизаторами, усиленным стабилизатором поперечной устойчивости. Все это ради улучшения устойчивости и управляемости, отточенностью которых «калина» похвастаться не могла. В коробке, по сути, старыми остались лишь шестерни. Применены новые синхронизаторы, картер уменьшился в размере (теперь в коробке 2.2 литра масла вместо прежних 3.3) за счет переноса механизма переключения снизу на верх коробки. Сам механизм обрел тросовый привод вместо тяг, что уменьшило вибрации на рычаге и улучшило легкость и четкость переключений.

Товар лицом

  Внешних изменений второй «калине» тоже перепало немало. Со старой ее не перепутаешь, несмотря на то, что основа кузова та же. Обращают на себя внимание новые передние и задние крылья, бамперы, капот и фары. Двери машин предлагают  широкие проемы и удобство посадки. Первой «ягодке» в одном из вариантов комплектации «люкс» полагалась практичная комбинированная обивка из ткани и искусственной кожи, остальным – ткань.

 После обновления почему-то осталась безальтернативная ткань разных видов в зависимости от комплектации.

  Салон всегда был не только просторным, но и уютным. Хоть здесь и господствовал устаревший округлый дизайн, самое главное, что все органы управления были на местах и легко доступны.

  Руль был лишен подушки безопасности во всех версиях, кроме «люкса», где она появлялась заодно с подушкой пассажира и преднатяжителями ремней.

  Теперь же в неактуальности дизайна машину не упрекнешь. Но и об эргономике не забыли. Все по-прежнему расположено очень удобно. В любой комплектации есть подушка водителя. Пассажирская добавляется вместе с преднатяжителями начиная с расширенной «нормы».

  Комбинация приборов под стать дизайну салона. Есть вся необходимая информация и даже бортовой компьютер, функциональность которого не зависела от комплектации. Читаемость тоже не вызывает вопросов. Яркость регулируется.

  Новая комбинация выглядит презентабельнее, да и читается не хуже. При этом отказались от стрелочных указателей ради удешевления. Бортовой компьютер версий «стандарт» и «норма» не имеет указателя температуры забортного воздуха. Также отсутствует регулировка яркости и указатель температуры охлаждающей жидкости (вместо него только индикатор перегрева). Если отсутствия первого как-то не замечаешь (яркость оптимальна), то второй мог бы пригодиться.

  Для первой «калины» в качестве опции (с той же расширенной «нормы») была доступна простенькая климатическая система, умеющая поддерживать нужную температуру, однако скорость вентилятора и направление потоков в любом случае менялись вручную. Также присутствует CD/USB магнитола, предлагающаяся как опция для «нормы» и стандартное оборудование «люкса».

  Теперь оборудование намного современнее. В наличии полноценный климат-контроль, умеющий регулировать температуру, интенсивность и направление потоков. Музыку играет мультимедийная система, которая полагается только «люксу». С воспроизведением аудио все хорошо, а вот поддерживаемый формат видео только один – wmv. Есть порт USB (в бардачке) и гнездо для карты памяти.

  В свое время этому «бардачку» доставалось немало справедливой критики за его чисто символический объем.

  При обновлении это учли, и теперь туда даже можно что-нибудь положить . Для полного счастья верхней полочке не хватает какого-нибудь бортика, чтобы оттуда не вываливались предметы.

  В водительской двери первой «калины» удобный пульт управления стеклами и зеркалами в «стандарте» и «нормах» на нем только две кнопки стеклоподъемников),  довольно неплохих размеров карман , а также динамики, которые идут только вместе с магнитолой.

  По «новой» обивке сразу видно, что на ней серьезно сэкономили путем сокращения количества деталей, однако, для водителя это не означает ничего плохого. Пульт на месте (полная функциональность, как и раньше, полагается только «люксу»), карман тоже. Динамики входят в аудиоподготовку, начиная с «нормы».

  Задние динамики тоже были только вместе с магнитолой. У универсала они располагались по бокам от полки багажника, а в хэтчбеке их не было вовсе.

  При обновлении задние динамики переехали на задние двери, и их наличие зависит теперь не от кузова, а от комплектации. «Стандарт» и простую «норму» ими обделили, попутно убрав еще и тканевую вставку.

  Машина явно не поражала дизайном, но была вполне пропорциональна и гармонична. Свет калиновских фар замечательный, превосходит не только многих одноклассников, но и машины классом повыше.

  Обновление передка было проведено не только по дизайнерским соображениям, но и из-за необходимости выполнить новые нормы по безопасности пешеходов. Из-за этого даже легкий удар может быть губителен не только для бампера, но и, например, радиатора. Свет все так же радует, к тому же, теперь в фарах поселились ходовые огни, позволяющие не бояться забыть включить свет.

  Под капотом «дореформенной» машины располагались двигатели объемом 1.6 л с 8 и 16 клапанами (81 и 98 л.с. соответственно, модели 21114 и 21126), сагрегатированные с единственно возможной 5-ступенчатой механической коробкой.

  «Старый» двигатель 21114 отправили в отставку, ему на смену пришел 8-клапанник 21116 мощностью 87 л.с. 21126 отдали на откуп впервые появившемуся «автомату», а с механикой в «люксе» отныне сочетается его модернизированный вариант модели 21127, выдающий 106 «лошадей».

  Тому, кто задумает менять лампы в фарах в первой «калине», не позавидуешь (19, 20).

  Благодаря измененной форме бачка омывателя и иначе расположенному блоку АБС доступ теперь немного удобнее.

Вклеенные стекла раньше обрамляли уплотнители.

  Теперь они сочтены лишними. Все бы ничего, но, бывает, намерзший в щели над ветровым стеклом лед неприятно скрипит и похрустывает, пока не растает.

Оттенки вкуса

  Устроиться за рулем «калин», и первой, и второй, несложно человеку любого роста и комплекции, даже двухметровым богатырям. Руль регулируется по углу наклона, обзор отличный, стойки тонкие, зеркала очень большие. Ширины тоже хватает, не придется толкаться с пассажиром плечами. Сзади человек ростом 180 см легко сядет «сам за собой», еще и с запасом в коленях. Правда, посадку и высадку немного осложняет узкий проем между задним сиденьем и стойкой. Ширины с лихвой хватает на двоих, втроем уже не так хорошо, но при необходимости разместиться можно.

  В движении дорестайлинговая машина спокойна, мягка, не провоцирует. Довольно тихо урчит шестнадцатиклапанный двигатель, при этом позволяя легко и непринужденно набирать скорость. Для бодрого разгона необходимо поддерживать обороты не ниже 3 тысяч, ниже этой отметки разгон немного скисает. Если «подкрутишь» - разбегается хорошо. На небольших скоростях, особенно при движении накатом, по старой вазовской традиции любит завывать коробка. Рычаг перемещается довольно туго, но мимо передачи промахнуться сложно. Заднюю вообще случайно не включишь, ее охраняет электроблокировка, отключаемая колечком на рычаге. Руль благодаря электроусилителю очень легкий, но по ощущениям «пустой». На движения им машина реагирует с ленцой, сначала немного накренивается, затем выполняет команду. Рейка досталась в наследство от машин без усилителя, поэтому отличается размашистыми четырьмя оборотами от упора до упора. Подвеска довольно комфортна на неровностях любого калибра, но на серьезных кочках, бывает, слышны небольшие стуки. Виражи на высокой скорости машина недолюбливает, выражая недовольство кренами, на прямой тоже стоит не особо уверенно, к тому же, весьма чувствительна к боковому ветру, что неудивительно, учитывая немалую высоту.

  Модернизацию в новой «калине» ощущаешь с первыми пройденными метрами и движениями рулем. Крутить его теперь приходится меньше, да и делать это приятнее – появилось адекватное усилие и «обратная связь».  Переключать передачи теперь тоже одно удовольствие: ходы уменьшились, рычаг перемещается очень легко и четко. Задняя передача переехала на новое место – напротив пятой – и лишилась электроблокировки. И без нее не перепутаешь. Новый двигатель проявляет себя, прежде всего, на низких оборотах, дозволяя некоторые вольности в выборе передач. На высоких оборотах это все тот же бодрый «шестнадцатиклапанник». Поведение машины на дороге тоже заметно улучшилось. На движения рулем она реагирует моментально, в  поворотах неплохо цепляется за дорогу, меньше кренится и не так боится бокового ветра. Это, конечно, не «самара», которую не зря считают эталоном по управляемости среди вазовских машин, но очень большой и уверенный шаг в ее сторону. Разумная плата за более приятное поведение – жесткость при проезде дорожной мелочи. Зато крупных колдобин машинка не боится и, кажется, предпочитает принцип «больше хода – меньше ям». Заметны изменения к лучшему и в плане акустического комфорта. Рычаг коробки «успокоился» и не вибрирует так, как раньше. Затих и двигатель, расположившийся на новых подушках. Порадовала и шумоизоляция. Пожалуй, единственная ложка дегтя – бессмертное завывание из недр коробки, ставшее едва ли не заметнее на фоне остального штиля.

Почем «ягодка» для народа

Так правдив ли миф о том, что при обновлении калина неслыханно подорожала, приблизившись по цене к иностранным «бюджетникам»?..

  «Старый» стандарт обходился покупателям в 311 700 рублей, и в него входило 2 электростеклоподъемника, бортовой компьютер, центральный замок с дистанционным управлением. Теперь самая дешевая комплектация стоит 321500 рублей. Из нее изъяли центральный замок, а добавили подушку безопасности водителя и электроусилитель руля, да еще и более мощный двигатель. Так что здесь не приходится говорить о каком-либо подорожании. Машина, скорее, подешевела, что не может не радовать. А максимальная цена заметно поднялась лишь из-за новых, ранее недоступных, опций.

Итого:

  Проведенное обновление пришлось кстати, заметно улучшило машинку по многим параметрам, обойдясь без подорожания. Конечно, хотелось бы, чтобы все это появилось пораньше, ведь выпускается «калина» уже 9 лет. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Вкусную ягоду вывели. Можно брать!

Понравилось ? Поделитесь с друзьями!